mini chatcomment
Говорите
b
Может ли виртуальная реальность зайти слишком далеко

Может ли виртуальная реальность зайти слишком далеко

Как известно из множества кино- и литературных произведений технологии рано или поздно заводят человека на скользкий путь. Где граница этики в виртуальной реальности?

Есть такое «развлечение» как туризм катастроф – это путешествия в места, пострадавшие в результате техногенных или природных бедствий. Раньше людям приходилось рисковать, чтобы получить адреналин и впечатления, отправляясь туда самостоятельно, теперь же путешествовать можно хоть у себя на диване, вооружившись ВР-очками.

Конечно, с помощью таких технологий можно попутешествовать по солнечной Сицилии или подняться на заснеженный Эльбрус, но зачем? Для многих гораздо более интересным опытом кажется путешествие в… Освенцим. Продукт Witness: Auschwitz предлагает сделать это любому желающему.

Конечно, в таких предложениях есть две стороны. Одна из них вдохновенно сообщает о том, что туризм катастроф позволяет людям переосмыслить собственную жизнь, понять нечто важное, ощутить всемирное единство. Однако другая, непростительная и аморальная – это получение эмоций за счет чужого горя.

О туризме катастроф есть ряд противоречивых фактов: например, на места, пострадавшие от урагана Катрина, непрерывно поступал поток туристов – они мешали восстановительным работам, движению техники. Однако они же иногда оказывали помощь. Но ситуация с путешествием в Освенцим более спорная – разве не достаточно тех фильмов, картин, книг и даже аудиоматериалов, чтобы проникнуться этой трагедией?..

К слову, сами разработчики заявили, что ими двигало только желание просветительства. Однако виртуальное путешествие по концлагерю не показывает смерти. Эта тема, факт ее присутствия, затрагивается лишь косвенно – опять же по словам разработчиков это сделано нарочно, чтобы не шокировать зрителей и не перегружать их информацией, которой и так достаточно. Получается, зритель лишь посещает место, но не чувствует его страшной сути.

Конечно, внесение в сюжет «игры» темы смерти стало бы шокирующим опытом для зрителя, а внесение ее в том размере, в каком она была в реальности – и вовсе нанесло бы душевную травму. К тому же, это было бы неэтично по отношению к тем, кто так или иначе был участником тех страшных событий. И все же отношение к «игре» не может быть однозначным.

Очевидно, что виртуальная реальность провоцирует более сильный эмоциональный опыт, чем, например, просмотр того же материала по телевидению. Однако создавая подобные продукты, стоит все же понимать, что люди имеют разную степень эмоционального интеллекта, и то, что вызовет эмпатию у одного человека, для другого может вызвать почти животный интерес, лишенный сопереживания – насколько это этично, каждый, пожалуй, решает сам.

Хотите всегда быть в курсе полезных
новостей нашего сайта?
Подпишись на наши уведомления
Подписаться
Добавить к сравнению
Добавить в «Желания»